Я любил поля, весь свет Божий. Как он красиво создан… Но с тех пор, как я познал Господа моего и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей. И я уже не хочу смотреть на этот мир, но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь.
преподобный Силуан Афонский
Невозможно говорить о храме, не сказав о святом, с чьим именем этот храм связан… Преподобный Силуан Афонский……Великий русский святой (мирское имя – Симеон Антонов), очень близкий по времени и по духу нам нынешним. Родился в конце 19 века в с. Шовском, скончался в 1938 г. на Афоне. По возрасту подходит в дедушки многим из ныне здравствующих россиян.
Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые уже в начале своего пути удостаиваются посещений Спасителя и Божией Матери, получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. ( Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.)
В 19 лет святой пережил благодатное посещение, а через некоторое время зов был повторен Самой Богородицей. Симеон коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. По окончании военной службы Симеон пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где и прожил до своего упокоения.
Монашеский подвиг преподобного подробно описан его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют эти записки Новым Добротолюбием. Эту книгу и многие материалы, посвящение святому, можно посмотреть на сайте http://silouan.narod.ru/
Здесь позволю ограничиться лишь двумя краткими комментариями, по которым можно судить о величии образа преподобного.
Первое. Воцерковленным людям известна фраза, данная свыше преподобному Силуану: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».
Это откровение Господа в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне.
Второе. По достижении бесстрастия, когда Господь теперь неотступно пребывал со святым, менялся характер его молитв. В них начинает преобладать молитва за мир, “за всего Адама, как за самого себя”. Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: “Брат наш есть наша жизнь”, и его убежденность в том, что любовь к ближнему - условие познания Бога: “Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает”.
Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной первой мировой войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли.
В 1987 г. старец Силуан был канонизирован Константинопольским Патриархатом, а в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в святцы Русской Православной Церкви.
Дополнительные материалы: Статья Ивана Якубова «К истокам русской святости»